Ученые Китая сделали открытие, которое поможет отказаться от нефти и газа

В 2022 году Китай достиг новых высот в науке, поднявшись на 11-е место в Глобальном инновационном индексе и лидируя на планете по количеству наиболее цитируемых работ.

Как пишут зарубежные СМИ, китайские ученые совершили огромный скачок – от изучения космоса до морских глубин, от создания квантовых вычислений до суперкомпьютеров.

В ноябре исследователи из Китая и Новой Зеландии совершили путешествие к глубоководному желобу Кермадек, одному из самых глубоких мест на Земле. Использовали для экспедиции подводный аппарат Fendouzhe именно китайского производства.

Впадина находится у побережья Новой Зеландии, имеет глубину более 10 километров и тянется на 1200 километров. здесь сформировалась уникальная экосистема – практически не изученная. Научная команда обнаружила здесь множество странных и не встречающихся больше нигде в мире морских существ.

Также в 2022 году Китай – после России и США – стал третьей страной, отправившей астронавтов в космос и построившей космическую станцию.

Последняя китайская миссия, Shenzhou 15, стартовавшая в ноябре, направлена для завершения строительства орбитальной станции Tiangong. В наступившем году станцию начнут использовать. Предыдущая команда китайских астронавтов, отправившаяся на Tiangong, наблюдала за добавлением двух лабораторных модулей, Wentian и Mengtian, к основному жилому пространству Tianhe.

Впрочем, с космическими полетами не все было гладко. В мае китайский Центр управления полетами, готовившийся тогда к запуску Shenzhou 14, объявил об инциденте: обнаружился некий источник помех для навигационных систем. Впрочем, Центр управления полетами так и не конкретизировал: была ли это некая техническая ошибка или, возможно, американский саботаж.

В сентябре китайская марсианская миссия Tianwen-1 получила высшую международную награду от Международной астронавтической федерации. Наградили китайцев за полученные научные данные, которые способствовали более глубокому пониманию строения Марса и Солнечной системы.

Tianwen-1 впервые в истории человечества за одну миссию совершил выход на орбиту, посадку и передвижение по поверхности Марса. Китайское космическое агентство в июне объявило, что орбитальный аппарат сумел собрать данные со всей марсианской поверхности, что ознаменовало официальное завершение миссии Tianwen-1.

Благодаря лунной миссии Chang’e-5 китайские ученые обнаружили первые свидетельства наличия воды на поверхности Луны. Также они сумели открыть новый лунный минерал – названный в честь космического корабля чангезит. Все эти открытия углубили знания человечества о Луне и Солнечной системе.

Чтобы ускорить исследование Луны, Китай построил исследовательский центр, где имитируются условия низкой гравитации на лунной поверхности. Здесь можно тестировать оборудование, чтобы потенциально предотвратить дорогостоящие просчеты.

В июне китайские ученые объявили, что их суперкомпьютер Sunway новейшего поколения оказался настолько быстр, что успешно запустил модель искусственного интеллекта – столь же сложную, как человеческий мозг.

Это достижение ставит китайскую машину в один ряд с Frontier – суперкомпьютером, построенным Министерством энергетики США, которая ранее считалась самой мощной в мире.

Китай совершил прорыв и в разработке квантовых компьютеров. В августе китайский технологический гигант Baidu запустил в Пекине квантовый компьютер собственной разработки с системой, позволяющей каждому получить к нему доступ с любого устройства – вплоть до смартфона.

Ну а по-настоящему массовыми квантовые компьютеры станут уже через десятилетие. По крайней мере, пообещал ведущий ученый в области квантовых вычислений Пан Цзяньвэй.

Китайские инженеры стремительно идут к этому. Чтобы создать квантовые компьютеры, нужно постичь секреты ультрахолодной химии – это когда атомы и молекулы охлаждаются до чрезвычайно низких температур. Именно это позволит наблюдать, как происходят химические реакции на квантовом уровне.

Команда из Университета науки и техники Китая совершила прорыв, поняв, как химические вещества ведут себя на квантовом уровне. Исследователи сумели синтезировать около 4000 молекул газа при 100 нанокельвинах – менее чем на одну миллионную градуса выше абсолютного нуля.

Китай теперь готов к массовому производству ключевого компонента для международного мегапроекта по термоядерному синтезу. А это, на минуточку, потенциально неограниченный источник энергии будущего, который позволит забыть про нефть, газ и биотопливо.

Китайские ученые успешно создали и протестировали “ловушку”, способную удерживать сверхгорячий газ температурой до 150 миллионов градусов Цельсия. “Ловушка” эта будет работать внутри крупнейшего в мире Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР).

Любопытно, что все больше важнейших открытий в Китае делают китайские ученые, вернувшиеся из США и других стран. За год по меньшей мере 1400 ученых из этнических китайцев, проживающих в США, вернулись на родину и продолжили свои работы.

Вот лишь несколько примеров. Структурный биолог Янь Нин, которая в 2017 году перешла из Университета Цинхуа в Принстон, в ноябре объявила, что уволилась с работы в США, чтобы занять пост декана Шэньчжэньской медицинской академии.

Специалист по искусственному интеллекту китайского происхождения Ма И заявил, что уходит из Калифорнийского университета в Беркли, чтобы занять должность директора нового Института науки о данных в Университете Гонконга.

Всемирно известный китайский математик 73-летний Яу Шинтун также объявил о своем уходе из Гарвардского университета, чтобы преподавать в пекинском Университете Цинхуа. Профессор Шинтун уже заявил, что хочет превратить родной Китай в мировой локомотив математики.