Саттар Бахлулзаде азербайджанский живописец XX века, известный в основном своими большими лирическими пейзажами, воспевающими природу Азербайджана.
Родился Саттар Бахлулзаде 15 декабря 1909 года в селе Амирджаны вблизи Баку (ныне — посёлок в Сураханском районе Баку) в семье Бахлула и Окумы Бахлулзаде. Он был третьим ребёнком в семье после двух старших сестёр. Любовь к рисованию появилась у Саттара в раннем детстве. После того, как отец подарил ему цветные карандаши, Саттар рисовал всё, что его окружало.
Находясь с ранних лет в окружении предметов народного творчества, среди которых были разноцветные ковры, вытканные его матерью и бабушкой, ювелирные изделия, а также изделия из керамики и медная посуда, передававшиеся из поколения в поколение, Саттар с малых лет стал тяготеть к искусству.
Уже в пять лет у Саттара появилась тяга к рисованию, он также вырезал животных из бумаги. Вскоре его «работами» были украшены стены дома.
В школьную пору Саттар увлекался стихами Низами Гянджеви, Вагифа, Хагани Ширвани, однако больше всего его вдохновляла поэзия Физули, герои его произведения «Лейли и Меджнун». Он изображал их на обложках своих тетрадей и книг. Учителям нравилось творчество молодого художника. «Тебе, Саттар, один путь — в художники», — говорили они. Музыку Саттару Бахлулзаде преподавал видный азербайджанский композитор Муслим Магомаев, дед знаменитого советского певца Муслима Магомаева. Его первое знакомство с историей, литературой и поэзией Азербайджана произошло в той же школе.
Имея огромное желание творить, в 1927 году Саттар Бахлулзаде поступил в Азербайджанский художественный техникум, где получил начальное профессиональное художественное образование. Это решение он принял, прислушавшись к совету живших в Баку родственников. Существовавшее с 1920 года учебное заведение, в то время представлявшее собой центральную студии со свободными мастерскими, в 1921 году стало Высшей государственной художественной школой, а уже в 1927 году получило название — Азербайджанский государственный техникум (в 1938 году техникум был преобразован в Азербайджанское государственное художественное училище, со скульптурным отделением созданным при нём).
В техникуме Саттара опекал известный к тому времени художник Азим Азимзаде. Несмотря на то, что рисунок преподавался в техникуме не на высоком уровне, особое влечение к нему, ставшему основой мастерства художника, Бахлулзаде вынес именно из этого учебного заведения. Окончив техникум в 1931 году, Саттар стал работать под началом Азима Азимзаде в газете «Коммунист» в качестве художника-графика. В редакции газеты Бахлулзаде проработал два года (до 1933). В период 1931—1933 годов были опубликованы первые карикатуры Бахлулзаде в этой газете. Они писались им как иллюстрации к критическим заметкам и статьям. Период совместной работы и общение в редакции газеты «Коммунист» с Азимом Азимзаде стало хорошей школой для Саттара Бахлулзаде. Позже их общение переросло в настоящую дружбу. Как признавал сам Бахлулзаде, Азимзаде оказал на него «огромное духовное влияние». Сущность познавательных сторон художественных произведений была впервые раскрыта молодому Бахлулзаде именно Азимом Азимзаде. Воспитывая вкус Бахлулзаде посредством разговоров с ним и чтения, он также учил его навыкам, как можно «заставать жизнь врасплох», исследовать культуру своего народа.
Эта дружба способствует возникновению мечты о высшем художественном образовании. Лето 1933 года стало временем, когда он покинул редакцию газеты и уехал в Москву.
Для продолжения учёбы, по совету Азимзаде, Бахлулзаде едет в Москву. В 1933 году поступает в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова на графический факультет, где становится студентом Владимира Фаворского и Григория Шегаля. Первое время Бахлулзаде главным образом занимался в мастерской Фаворского. Во время же летней практики в Крыму некоторые наброски Саттара заметил Шегаль и предложил ему перейти на факультет живописи. Тот так и сделал.
Именно в этом институте у Бахлулзаде проявляется интерес к пейзажной живописи. По истечению двух лет, проявившиеся художественные наклонности привели Бахлулзаде на факультет живописи. На процесс сложения творчества будущего мастера пейзажа большую роль оказали летние поездки в Крым. Понимание того, что его путь — путь живописца приходит к Бахлулзаде именно здесь, на лоне живой природы. И однажды Шегаль, руководивший пленером, заметив воспроизведённые с натуры этюды художника, предложил ему перейти на руководимый им факультет живописи. Так Бахлулзаде становится студентом Шегаля. Мастерство этого педагога оставило отпечаток на дальнейшем творчестве его учеников.
В 1940 году Бахлулзаде работает над картиной «Восстание Бабека», посвящённой предводителю восстания хуррамитов против Арабского халифата Бабеку, являвшейся его дипломной работой. На эскизе были изображены повстанцы, слушающие призыв Бабека. Но когда работа была закончена и выставлена, Саттару в связи с начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войной не удалось защитить дипломную и ему пришлось вернуться в Баку. После окончания войны Саттар получал несколько приглашений из Москвы для защиты дипломной, но Саттар этого не делал. Он говорил:«Нужен ли художнику диплом для доказательства своей ценности?».
После окончания учёбы основное место в творчестве Бахлулзаде занимали портреты исторических личностей (Фатали-хана, каллиграфа Мир Али и др.). В 1941 году он стал членом Союза художников СССР. В послевоенные годы Бахлулзаде написал картины, на которых отобразил нефтяные промыслы Апшерона, дачи и сёла полуострова. Влечение к природным образам в творчестве Бахлулзаде со временем усилилось, он начал создавать больше пейзажных композиций.
Бахлулзаде был известен, прежде всего, своими пейзажами Азербайджана. Хотя экспериментировал Бахлулзаде во многих жанрах, его уникальный талант раскрывался во время работы над пейзажами. Зародившийся новый стиль был в действительности больше сюрреалистичным и космическим, некоторые из его произведений выглядят как фотографии Земли, сделанные из космоса. Сочетая пастельные тона и смелые мазки, Бахлулзаде воспроизводил природу более красочной и живой, а иногда даже более фантастичной, чем это было в действительности. В 1946-47 годах на художественных выставках республики были выставлены Апшеронские этюды Саттара Бахлулзаде («Бузовнынефть», «Амираджан» и др.). Вскоре Бахлулзаде создал ещё больше значимых картин в жанре пейзажа: «Салют в Баку» (1947), «Берег Гудиал-чай», «Долина Гудиал-чай», «Дорога на Гыз Бенефша» (1953), «Зелёный ковёр» (1954), «Родные просторы» (1955), «Джыдыр дузи» (1957) и др. В этих своих пейзажах Бахлулзаде насытил свою цветовую палитру, добился колоритной декоративности в своих табло.
Особое место в творчестве Бахлулзаде занимал цикл пейзажей Нефтяных камней. Данный цикл, как отмечается в Азербайджанской советской энциклопедии, создаёт о созданном в море посёлке поэтическое представление. В таких картинах художника как «Вечер над Каспием» (1958), «Каспийская красавица» (1960), «Вечные огни» (1963), «Слезинки Кяпаза» (1965), «Весна моей Родины» (1967), «Азербайджанская сказка» (1970), «Сураханский Атешгях» (1970), «Легендарная земля» (1971), «Шахнабат» (1973), «Нахичевань. В садах Ордубада вечером» (1974) основное место занимают мотивы любви к родной земле и его народу. Отображение природы Апшерона художник дал в таких своих произведениях как «Мечта земли» (1964), «Сказка», «Корона Апшерона» (1970).
Бахлулзаде посвящал работе над каждым полотном продолжительное время, при этом он пишет регулярно день за днём. Среди его работ, однако, нет зимних пейзажей. Природа зимнего периода привлекала художника в меньшей степени, в этот период он проводил время в мастерской, где писал новые картины по летним этюдам или занимался доработкой уже написанных.
У Бахлулзаде имелись и графические работы. В 1964 году в Праге была организована персональная выставка, состоящая из графических работ художника. Эта выставка произведений Бахлулзаде, состоявшаяся в Пражском музее искусств стала первой для азербайджанских художников выставкой в Европе. Здесь были выставлены такие работы художника как «Араз. Горы и два тополя», «Высокий берег», «Горы и озеро», «Гей-Гель», «На Куре», «Нахичеванский пейзаж», «Осень в Гей-Геле», «Сады Ордубада» и другие.
Произведения Бахлулзаде были показаны на раличных выставках пот всему миру. Картины художника хранятся в Национальном музее искусств Азербайджана и в Азербайджанской государственной картинной галерее в Баку, а также музеях Москвы, Тбилиси, Пекина и других городов. За год до смерти Бахлулзаде, в 1973 году, увидела свет персональная выставка художника в Москве. Московская пресса, освещая это событие, писала следующее:
«Народного художника Азербайджана Саттара Бахлулзаде широкий российский зритель по-настоящему открыл только после его персональной выставки в Москве на Кузнецком мосту. Зато и полюбил, как говорится, с первого взгляда. Выставка просто ошеломила. И не одним лишь пиршеством красок и света во всей их первозданной чистоте и пронзительности. До Саттара Бахлулзаде такого лучезарного Азербайджана мы просто не знали»
Саттар Бахлулзаде считается одним из основоположников современной азербайджанской пейзажной живописи, а также основоположником азербайджанского импрессионизма, внёсшим значительный вклад в развитие азербайджанского пейзажа 1960—1970 годов.
Саттар Бахлулзаде отличался яркой индивидуальностью отличавшей его от других его современников. Он был крайне щедрым человеком и часто дарил свои картины. В мастерскую художника заходили иностранцы, интересующиеся искусством. Однажды один итальянец выразил желание купить одну из работ художника. Художник решил подарить ему картину, а когда тот заявил, что не может принять такой подарок, не дав ничего взамен, Саттар сказал — «я никогда не дарю дешёвых подарков». В 1964 году работы Саттара Бахлулзаде были выставлены в Национальной галерее в Праге. После выставки пять произведений художника были отобраны для коллекции музея. Саттар Бахлулзаде отказался от гонорара, предложив картины галерее как подарок. Эти истории, повествующие о щедрости художника, демонстрируют простой образ его жизни. Он был известен тем, что его не заботили материальные блага, такие как деньги, одежда или что-нибудь ещё. Были известны несколько уникальных черт присущих Бахлулзаде, одной из которых были его длинные волосы. Говорили, что он стригся только дважды в своей жизни. Во второй раз это случилось в 1973 году, в период серьёзной болезни. В первый же раз — когда азербайджанский скульптор Фуад Абдурахманов решил создать скульптуру художника. Бахлулзаде подозревал, что скульптор будет увлечён больше его волосами, чем его личностью, и показался в студии скульптора уже постриженным. Абдурахманов был очень удивлён. Сегодня эта мраморная скульптура, посвящённая Саттару Бахлулзаде, выставлена в Национальном музее искусств в Баку и показывает художника с короткими волосами.
Саттар Бахлулзаде ушел из жизни в Москве 14 октября 1974 года. Художник был похоронен 16 октября, не на Аллее почётного захоронения в Баку, как ожидалось, а, по собственному желанию, в родном селе, в Амирджанах, рядом с могилой своей матери. Над могилой Бахлулзаде был воздвигнут памятник работы народного художника Азербайджана Омара Эльдарова, изображающий художника с двумя пустыми картинными рамами.