В последнее время страны Евразийского региона всё больше заговаривают о переходе в ходе торговых операций на национальные валюты. Причина принятия подобного решения заключается в основном в желании обрести независимость от иностранной валюты, в частности от доллара.
Процесс дедолларизации, который мы сегодня наблюдаем, начался в 2010 году, когда некоторые страны стали постепенно отказываться от использования доллара США в качестве валюты международных расчётов и резервной валюты. За прошедший период произошло значительное сокращение участия крупнейших государств мира в американской финансовой системе, завязанной на долларе. Место доллара постепенно занимают другие валюты, а также создаются альтернативы американским финансовым институтам (зачастую формально международным, но фактически находящимся под контролем США).
По словам международных экспертов, дедолларизация является одной из важнейших тенденций в рамках перехода к многополярному миру. Ведущую роль в ней играют альтернативные США мировые центры силы, включая такие державы, как Китай, Россия, Иран, Индия, Бразилия и другие.
Процесс дедолларизации резко ускорился во второй половине 2014 года в результате известных политических событий в Украине, Китае и других странах. По наблюдениям аналитиков, страны БРИКС ведут работу по формированию альтернативных международных финансовых институтов.
Этот процесс может иметь разные последствия для разных стран.
К примеру, импортозависимым странам отказ от доллара не выгоден, так как значительная часть взаиморасчётов в этом случае будет проходить, так или иначе в долларах, а ведущими поставщиками качественной компьютерной техники, программных обеспечений, ряда продуктов питания и т.д. являются США, а в глобальном мире всем странам эти покупки просто необходимы. Если страна не имеет особого экспортного потенциала, осуществляет торговые операции в национальной валюте, а в итоге должна импортировать необходимую ей продукцию за доллары, то она, конечно же, будет в проигрыше.
Конечно же, можно обратиться к продукции Китая, но насколько качественной и устойчивой будет эта продукция прогнозировать нелегко. Помимо этого, страны, отказавшиеся от доллара, хотят они этого или нет, постепенно закроются в своём регионе, как это было когда-то во времена СССР. Ещё одним вопросом будет выбор единой валюты, в которой будут вестись взаиморасчёты в регионе, и тут опять возникнет новая зависимость одних стран от других. Насколько известно Турция уже сегодня перешла на взаиморасчёты с некоторыми странами в лирах, Россия договаривается с Беларусью и Китаем относительно ведения торговых операций в нацвалютах и этот список будет возможно расширяться.
Согласно данным выпуска «Экспортного обзора» Центра Анализа Экономических Реформ и Коммуникации за январь 2018 года, экспорт ненефтяного сектора Азербайджана в 2017 году составил 1 млрд. 538 млн. долларов. В результате экспорт ненефтяного сектора в 2017 году увеличился на 24% по сравнению с 2016 годом. За указанный период в экспортных операциях участвовали 1923 субъектов. По данным Государственного Таможенного Комитета, большая часть наших ненефтяных продуктов была экспортирована в Россию в 2017 году (553 млн. долларов).
А нужно ли Азербайджану, который, так или иначе, держит собственную национальную валюту в узде, и имеет не малый экспортный потенциал, переходить на взаиморасчёты в национальной валюте? Это скорее политический вопрос нежели, экономический, так как по мере успешной реализации политики импортозамещения, и на фоне подорожания нефти на мировых рынках Азербайджан, возможно, обретёт некоторую экономическую неуязвимость.